Санкт-Петербург и «Россия»: второй перевозчик группы «Аэрофлот» сконцентрируется на развитии в Пулково

Санкт-Петербургский аэропорт Пулково (код IATA: LED) — базовая воздушная гавань второго крупнейшего перевозчика группы "Аэрофлот", авиакомпании "Россия", — является главным аэропортом страны по пассажиропотоку за пределами московского авиационного узла. За десять месяцев этого года воздушная гавань обслужила 16,86 млн чел., что на 8,3% превышает результат за аналогичный период 2018 г.

При этом аэропорт Северной столицы продолжает работать над привлечением дополнительных пассажиров — с начала октября вступил в силу Указ президента РФ, согласно которому граждане ряда иностранных государств могут оформлять электронные визы для посещения территорий Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 8 суток с даты въезда. Аэропорт уже начал принимать туристов из 53 стран по электронным визам. В числе первых пассажиров воздушной гавани граждане Финляндии, Ирана, Латвии и Венгрии.

Введение электронных виз является фактором потенциального роста пассажироперевозок через аэропорт Пулково. Понимая это, руководство оператора воздушной гавани — компании «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) —заблаговременно заложило подобную возможность в сценарий развития аэропорта.

«Развитие инфраструктуры с учетом введения электронных виз с 1 октября 2019 г. и расширения коммерческих прав авиаперевозчиков было заложено в мастер-план как один из вероятных вариантов, при этом конкретные сроки определены не были», — рассказали в пресс-службе Пулково.

Увеличению пассажиропотока воздушной гавани также может способствовать усиление позиций базового перевозчика — недавно стало известно, что авиакомпания "Россия", занимающая третье место по объемам перевозок пассажиров среди российских авиаперевозчиков, намерена сконцентрироваться на развитии в своем исторически базовом аэропорту, расширяя маршрутную сеть на среднемагистральных направлениях из Санкт-Петербурга. Помимо "России" группа "Аэрофлот" представлена в Пулково национальным перевозчиком "Аэрофлот", а также низкобюджетной авиакомпанией "Победа". 

:: Пулково

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПУЛКОВО

В 2015 г. в Пулково завершилась первая очередь широкомасштабного проекта реконструкции и развития аэропорта, запущенная его управляющей компанией в соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве, в рамках которой в том числе в 2013 г. был введен в эксплуатацию новый терминал. В результате проведенных работ вход и выход из аэропорта, регистрация на рейс и предполетные процедуры были объединены в централизованном пассажирском терминале, вследствие чего исчезла путаница между терминалами Пулково-1 и Пулково-2, расположенными на расстоянии 6 км друг от друга.

Расширение инфраструктуры позволило Пулково развивать и неавиационную часть бизнеса. Сегодня общая площадь аэровокзала составляет 170 тыс. м2, около 15 тыс. м2 из которых отведено для зоны розничной торговли и общественного питания, где размещаются кафе, бары, рестораны и магазины.

Благодаря проведенной в рамках первой очереди проекта реконструкции аэродрома, Пулково удалось сосредоточить всю ключевую инфраструктуру в едином межполосном пространстве — ранее часть мощностей находилась за северной полосой. В частности, были построены централизованная топливозаправочная система (ЦТС, или подперронная гидрантная система), перрон для стоянки и обслуживания ВС грузового терминала, база наземного обслуживания ВС, две аварийно-спасательные станции и другие объекты. Также вдвое увеличили главный перрон — с 250 тыс. до 490 тыс. м2. На перроне оборудованы площадки обработки самолетов противообледенительной жидкостью, площадка для испытания двигателей и площадка для складирования снега.

С момента введения нового терминала в эксплуатацию пассажиропоток увеличился с 12,85 млн чел. в 2013 г. до 18,10 млн пасс. в 2018 г., достигнув потолка пропускной способности терминального комплекса. Уже в первой половине 2019 г. оператор аэропорта сообщил о рассмотрении трех вариантов мастер-плана по развитию терминала, который должен быть согласован с правительством Петербурга до конца этого года.

По словам коммерческого директора ВВСС Евгения Ильина, согласно мастер-плану к 2023 г. аэропорт должен быть способен обслуживать 25 млн пасс., к 2039 г. — 35 млн. Согласно первому варианту расширить существующий центральный терминал планируется за счет пристройки посадочных галерей с увеличением количества гейтов и выходов на посадку, оборудованных телетрапами, — как северной, так и южной галереи, обслуживающих международные и внутренние рейсы соответственно. Также предполагается возведение пристройки для расширения багажной системы.

Второй вариант помимо расширения со стороны пассажирского терминала предполагает строительство дополнительного терминала для рейсов лоукостеров в южной части аэропорта. Согласно третьему варианту центральный пассажирский терминал тоже планируется расширить, однако создание отдельного терминала для низкотарифных авиаперевозчиков будет осуществлено на базе Пулково-2.

Существующий мастер-план развития ожидает корректировок в связи с введением электронных виз и расширением коммерческих прав перевозчиков: "Сегодня это становится возможным, в связи с чем мы планируем внесение корректировок в мастер-план развития аэропорта, после чего можно будет говорить о конкретных решениях", — отметили в пресс-службе Пулково.

Читайте также:  "Аэрофлот" работает над спецификацией A350-900

:: Пулково

РАЗВИТИЕ "РОССИИ" В БАЗОВОМ АЭРОПОРТУ

В рамках ГК "Аэрофлот", крупнейшей в Российской Федерации группы авиакомпаний, "России" отводится роль перевозчика на регулярных рейсах в среднем ценовом сегменте, на чартерных туристических маршрутах, а также на субсидируемых направлениях. В ноябре 2018 г. совет директоров ключевого российского перевозчика утвердил новую стратегию развития группы до 2023 г. с названием "100 миллионов пассажиров к 100-летию «Аэрофлота". Согласно этой стратегии авиакомпания "Россия" к 2023 г. должна стать основным социальным перевозчиком на направлениях между европейским центром России и городами Дальнего Востока, по "плоским" тарифам.

В стратегии развития крупнейшей группы фигурирует также аэропорт Пулково — "Аэрофлот" планирует увеличить пассажиропоток группы в воздушной гавани в два раза к 2023 г. С этим группе могут помочь планы по изменению флота "России", а также развитие санкт-петербургской авиакомпании в базовом аэропорту.

Являясь базовым перевозчиком в Пулково, по итогам прошлого года "Россия" перевезла через аэропорт Северной столицы около 5,5 млн чел., что составило примерно 30% от всего объема обслуженных в воздушной гавани пассажиров. Показатели по трансферным перевозкам еще более убедительные — на долю «России» пришлось порядка 87% от общего объема трансферного пассажиропотока Пулково.

Рейсами "России" в Санкт-Петербурге за 2018 г. воспользовалось почти 500 тыс. трансферных пассажиров. Основной трансферный пассажиропоток авиакомпании сформирован за счет программы перевозки пассажиров из регионов через Северную столицу в города Европы. Наиболее удобными для пассажиров были отмечены такие направления полетов через Санкт-Петербург, как Ростов-на-Дону—Милан, Ростов-на-Дону—Берлин, Ростов-на-Дону—Мюнхен, Краснодар—Мюнхен, Краснодар—Берлин.

Недавно группой "Аэрофлот" было принято решение сфокусировать деятельность "России" на развитии среднемагистральных рейсов в Пулково. В рамках плана реструктуризации и унификации флота авиакомпания передаст партнерам по группе — «Аэрофлоту» и «Победе» — семь самолетов Boeing 737-800. Взамен авиакомпания приобретет семь Airbus A320 — как ожидается, для усиления позиций «России» в родном для нее аэропорту — и повысит конкурентоспособность группы «Аэрофлот» в целом по отношению к другим операторам в Пулково.

:: Пулково

ПРИСУТСТВИЕ В ПУЛКОВО КОМПАНИЙ ГРУППЫ "АЭРОФЛОТ"

Помимо авиакомпании "Россия" два других перевозчика группы активно взаимодействуют с главным аэропортом страны за пределами Москвы. "Аэрофлот" в зимнем расписании 2019–2020 гг. планирует выполнять порядка 22 парных рейсов в сутки между Шереметьево и Пулково в рамках программы "Аэрофлот Шаттл", позволяющей пассажирам в том числе регистрироваться на рейс вплоть до 30 мин до времени вылета. Дополнительные 18 рейсов в сутки между двумя столицами (по 9 в каждом направлении) будет выполнять авиакомпания "Россия".

Единственный российский лоукостер "Победа", помимо широкой маршрутной сети из Санкт-Петербурга, в зимнем расписании будет выполнять порядка четырех рейсов между Пулково и Внуково в сутки (по два в каждом направлении). Таким образом, группа "Аэрофлот" с началом зимнего сезона будет связывать две столицы до 66 раз в день.

Стоит также отметить, что лоукостер "Победа" на данный момент выполняет прямые рейсы по 22 внутренним направлениям из Санкт-Петербурга. Таким образом, группа развивает в Пулково долю авиакомпаний всех трех ценовых сегментов: премиум ("Аэрофлот"), средний ценовой сегмент ("Россия") и низкобюджетные перевозки ("Победа").

Планы группы "Аэрофлот" по развитию «России» в Пулково позволят не только удовлетворить интересы аэропорта по увеличению пассажиропотока базовой авиакомпании, но и обеспечить увеличение доли трансферных перевозок в обход Москвы в рамках группы.

:: Пулково

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ

Обеспечение транспортной доступности и повышение мобильности населения остаются приоритетными задачами группы "Аэрофлот". Авиакомпания "Аэрофлот" принимает участие в программе дотируемых государством социальных перевозок между городами Дальнего Востока и европейской части России. Это волевое решение компании, инициатива, одобренная президентом РФ Владимиром Путиным, которая вносит существенный вклад в социальное и экономическое развитие регионов, является социальной нагрузкой авиакомпании как национального перевозчика.

С 2015 г. "Аэрофлот" реализует программу так называемых плоских тарифов. Это единые тарифы в экономическом классе с фиксированной ценой, которая не зависит от даты приобретения билета. Воспользоваться "плоскими" тарифами может любой пассажир, независимо от возраста и региона проживания. "Плоские" тарифы имеют исключительно социальное значение. Их цель – делать возможным стабильное и доступное воздушное сообщение отдаленных и стратегически важных регионов с центром европейской части страны.

В настоящее время "плоские" тарифы действуют на рейсах авиакомпании "Аэрофлот" из Москвы во Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Симферополь, Калининград и в обратном направлении. С 2018 г. к программе присоединилась авиакомпания "Россия", что позволило существенно увеличить общий объем перевозок пассажиров на Дальний Восток.

Читайте также:  Региональный хаб на границе Европы и Азии

"Аэрофлот" и "Россия" продлили действие программы перевозок по единому тарифу на дальневосточные направления на 2020 г.

В прошлом году по программе "плоских" тарифов (с учетом рейсов авиакомпании "Россия") перевезено 2,2 млн пасс., что на 41,3% больше, чем годом раннее. Всего за период действия программы с 2015 г. перевезено 6,8 млн пасс.

:: Авиакомпания «Россия»

ИСТОРИЯ АВИАКОМПАНИИ "РОССИЯ"

Датой основания авиакомпании "Россия" принято считать май 1934 г., когда был организован самостоятельный отряд для управления и руководства воздушной линией Ленинград—Москва.

В апреле 1992 г. Ленинградский объединенный авиаотряд (ЛОАО) был переименован в Авиационное предприятие "Пулково". Современная "Россия" была основана в 2006 г., став правопреемницей санкт-петербургской компании "Пулково" после объединения этого перевозчика с государственной авиакомпанией "Россия".

Интеграцию в группу "Аэрофлот" компания начала в 2011 г. В ноябре того года национальному перевозчику было передано 75% минус 1 акция ОАО "Авиакомпания "Россия", в декабре — 25% плюс 1 акция переданы в дар правительству Санкт-Петербурга.

В 2014 г. "Аэрофлоту" также было передано коммерческое управление петербургским перевозчиком, а с начала весенне-летнего расписания того года рейсы авиакомпании "Россия" начали выполняться под единым для группы компаний "Аэрофлот" кодом SU. Одновременно с этим были внедрены новые IT-продукты в сфере бронирования, дистрибуции и регистрации перевозок; авиакомпания "Россия" стала участником программы премирования часто летающих пассажиров "Аэрофлот Бонус".

Поворотным для компании стали 2015–2016 гг. — именно тогда перевозчик сформировал флот из самолетов закрытых авиакомпаний «Донавиа», «Оренбургские авиалинии» и «Трансаэро». Первые два перевозчика также входили в группу "Аэрофлот" — объединение позволило в том числе расширить московский филиал "России": в базовый для перевозчика аэропорт Пулково перебазировали часть флота "Донавиа", тогда как остальной ее парк был добавлен к самолетам Orenаir, уже выполнявшей на тот момент рейсы из московского Внуково.

В настоящее время "Россия" объединяет три ключевых направления деятельности: регулярные перевозки из Санкт-Петербурга, регулярные перевозки из Москвы, преимущественно по "плоским" тарифам, а также туристические (чартерные) перевозки.

Регулярная сеть компании находится под коммерческим управлением "Аэрофлота", что на практике означает продажу перевозок через общий сайт и наличие общего кода перевозок, а это, в свою очередь, позволяет обеспечить стыкуемость сетей авиакомпаний.

В прошлом году авиакомпания "Россия" перевезла 11,1 млн пасс., сохранив объем перевозок на уровне 2017 г. Основной объем операций пришелся именно на аэропорт Пулково — около 5,5 млн пасс. Наиболее востребованными направлениями авиакомпании из Санкт-Петербурга стали Москва и курорты Черноморского побережья России. Спрос на чартерные перевозки оставался стабильным.

Благодаря эффективному взаимодействию с туристическим партнером — компанией "Библио Глобус", по итогам года удалось увеличить количество пассажиров в данном сегменте. Таким образом, вклад чартерных перевозок в общий пассажиропоток авиакомпании стабилен и составляет более трети пассажиров.

В 2018 г. рейсами авиакомпании "Россия" в Санкт-Петербурге воспользовалось почти 500 тыс. трансферных пассажиров аэропорта Пулково. Основной трансферный пассажиропоток авиакомпании сформирован за счет программы перевозки пассажиров из регионов через Северную столицу в города Европы.

ИСТОРИЯ АЭРОПОРТА ПУЛКОВО

1932 год

Днем рождения аэропорта Пулково официально считается 24 июня 1932 г., когда здесь приземлились два первых самолета с пассажирами и почтой из Москвы. Тогда он назывался аэродромом Шоссейная по названию находившейся рядом железнодорожной платформы.

1933–1935 годы

Началось активное развитие региональных перевозок. Стали выполняться полеты в Петрозаводск, Чагоду, Пудож и Ухту. Открылось авиасообщение с Архангельском, Витебском, Киевом и Мурманском.

1936 год

Заложено здание аэровокзала, обновлен парк авиаотряда, на линии вышла новая техника. Стали использоваться более вместительные самолеты: Г-2, ПС-40 и ПС-84.

1941 год

Линия Москва—Ленинград стала регулярной пассажирской, до этого она была почтово-пассажирской.

Аэродром стал линией фронта, авиаотряд был перебазирован.

1944–1945 годы

27 января 1944 г. снята 900-дневная блокада Ленинграда, летчики транспортной авиации приступают к мирным перевозкам. В 1945 г. — в год окончания Великой Отечественной войны — авиаторы Северного управления перевезли 12 тыс. пасс.

1949 год

Полностью возобновлена работа аэропорта, выполняются полеты на 14 союзных и 15 местных авиалиниях. Перевезено 6300 пасс., свыше 333 т почты и 708 т грузов.

Читайте также:  "Аэрофлот" приступил к эксплуатации очередных Airbus A320 и A321

1951 год

Открыто новое здание аэровокзала. В эксплуатацию поступила новая авиатехника: Ан-2, Ил-12, Ил-14.

1959 год

15 марта 1959 г. вошло в историю аэропорта: пассажирским рейсом с бортовым номером 42419 самолета Ту-104б на авиалиниях Северного управления началась эксплуатация реактивной техники. Самолетный парк стремительно пополнялся новой техникой, навигационной аппаратурой.

:: Пулково

1965 год

На авиалинии вышли скоростные пассажирские самолеты большой вместимости; города Мурманск, Архангельск, Петрозаводск стали обслуживать Ан-24 и Як-40. Ленинградский аэропорт переживал стремительный взлет. Петропавловск-Камчатский и Владивосток стали доступны ленинградцам. К концу 70-х на самолетах Ил-18 уже трудилось около 100 экипажей! Аппаратура БСУ ЗП позволяла лайнерам осуществлять посадку в автоматическом режиме в условиях погоды по первой категории ICАО. Массовое успешное освоение этого метода значительно повысило безопасность и регулярность полетов. Новая техника — Ту-124, Ту-134 — ускоряла эти успехи.

1973 год

Пассажиры ночного рейса с 24 на 25 апреля 1973 г. впервые услышали новое название ленинградского аэропорта — Пулково. В мае был открыт новый терминал 1 аэропорта Пулково. Планировочное решение содержало много инноваций, направленных на улучшение обслуживания пассажиропотоков.

1986 год

11 апреля 1986 г. экипаж авиалайнера Ту-154 первым открыл обновленный аэровокзальный комплекс Пулково-2, приняв на борт пассажиров, вылетающих в Берлин. С вводом аэровокзального комплекса появилась возможность обслуживать в два раза больше пассажиров международных рейсов.

XXI век

В середине первого десятилетия нашего века принимается решение о масштабной реконструкции аэропорта Пулково.

2007 год

В сентябре 2007 г. жюри объявляет победителя международного архитектурного конкурса на разработку концепции здания нового пассажирского терминала аэропорта. Международный терминал должен начать принимать рейсы через три года после начала строительства. В это же время аэропорт переходит из федеральной собственности в собственность Санкт-Петербурга, указ об этом подписывает президент РФ Владимир Путин.

2008–2009 годы

C апреля 2008 г. по июнь 2009 г. правительством Санкт-Петербурга объявлен международный конкурс по выбору инвестора для реализации проекта. Его победителем становится консорциум "Воздушные ворота Северной столицы" в составе "ВТБ Капитал", Fraport AG и Copelouzos.

2010 год

29 апреля 2010 г. подписываются документы по финансированию и окончательная редакция Соглашения о государственно-частном партнерстве между правительством Санкт-Петербурга, ОАО "Аэропорт Пулково" и ООО "Воздушные ворота Северной столицы". С этого дня и до 2039 г. ООО "ВВСС" становится оператором аэропорта Пулково.

24 ноября состоялась торжественная церемония закладки первой сваи нового терминала Пулково с участием председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина.

2011 год

26 мая 2011 г. подписан договор с генеральным подрядчиком, начинается реконструкция.

2013 год

4 декабря 2013 г. новый терминал Пулково открыт для пассажиров в тестовом режиме. Первым стал рейс авиакомпании "Россия" в Дюссельдорф.

2015 год

3 февраля 2015 г. легендарное здание Пулково-1 открылось после реконструкции. Оно соединено с главным зданием централизованного пассажирского терминала переходной галереей и предназначено для обслуживания внутренних рейсов на вылет и прилет. Первым в Пулково-1 прибыл рейс из Москвы 4 февраля. Рейс выполнила авиакомпания "Россия", базовый перевозчик аэропорта Пулково.

УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ АЭРОПОРТА ПУЛКОВО

С апреля 2010 г. аэропортом Пулково управляет ООО "Воздушные ворота Северной столицы". Компания реализует первый в авиационной отрасли России проект на основе государственно-частного партнерства, без привлечения бюджетных средств. Общий объем инвестиций в развитие аэропорта в период с 2010 по 2015 г. включительно составил 1,2 млрд евро.

Еще одной важной задачей в работе управляющей компании стала реконструкция и модернизация аэропорта, обеспечившая обслуживание пассажиров на уровне С по классификации Международной ассоциации воздушного транспорта IATA. В период с 2011 по 2015 г. были построены и сданы в эксплуатацию новый международный пассажирский терминал, пассажирский и грузовой перроны, гостиница и бизнес-центр на привокзальной площади и прочие объекты инфраструктуры аэропорта, а также реконструировано здание АВК "Пулково-1".

В состав акционеров консорциума "Воздушные ворота Северной столицы" входят компании "ВТБ Капитал", Fraport AG и Суверенный фонд Катара.

:: Пулково