Аэропорт Шереметьево и «Аэрофлот»: вместе к дальнейшему росту

В сентябре 2019 г. крупнейший российский аэропорт Шереметьево стал первой воздушной гаванью Восточной Европы с тремя взлетно-посадочными полосами. Благодаря трем ВПП и новым терминалам московский аэропорт, который в этом году отмечает 60-летний юбилей, планирует увеличить к 2030 г. объем пассажиропотока почти в полтора раза — до 65 млн чел. Это дает отличные возможности для развития его базового перевозчика, крупнейшей авиакомпании России — "Аэрофлота", его дочерних компаний, а также его иностранных партнеров по международному альянсу авиакомпаний SkyTeam.

Сегодня Международный аэропорт Шереметьево (код IATA: SVO) продолжает оставаться лидером по пассажиропотоку среди российских аэропортов. В прошлом году на эту воздушную гавань пришлось 47,1% от всего объема пассажирских перевозок московского авиационного узла. За девять месяцев этого года услугами Шереметьево воспользовалось в общей сложности 38,1 млн чел. — почти половина пассажиропотока московского авиационного узла и 22% от общего числа пассажиров, обслуженных в аэропортах России.

:: Шереметьево

ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

Аэропорт Шереметьево удален от столицы на 35 км, что ближе, чем его основной конкурент Домодедово (40 км), но чуть дальше еще одного столичного аэропорта — Внуково (28 км).

Не секрет, что при наличии выбора аэропорта при вылете из Москвы пассажиры оценивают удобство трансфера до него. На сегодняшний день все три воздушные гавани Москвы соединены с городом аэроэкспрессами, что существенно облегчает дорогу в аэропорт для тех, кто не собирается стоять в пробках в такси или в собственном автомобиле.

Доступ пассажиров до Шереметьево постоянно улучшается. В августе текущего года стало известно, что к 2022 г. планируется запустить аэроэкспрессы от Белорусского вокзала к Северному терминальному комплексу этой воздушной гавани: терминалам A, B, C. Эти терминалы станут промежуточной остановкой на существующем маршруте из города к Южному терминальному комплексу: терминалам D, E и F. Это позволит увеличить хабовые возможности воздушной гавани и обеспечить пассажирам, вылетающим из нее, дополнительный комфорт.

:: Аэрофлот

ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ АВИАКОМПАНИЙ

Инфраструктура аэропорта так же важна для перевозчиков, как и ценовая политика, которую ведет воздушная гавань по отношению к авиакомпаниям. Ведь именно возможности инфраструктуры могут притормозить развитие авиакомпании.

Ранее пропускная способность аэропорта была ограничена возможностями ВПП-1 и ВПП-2 — эти параллельные полосы расположены близко друг к другу и  не могли использоваться одновременно. С появлением третьей полосы количество взлетно-посадочных операций в Шереметьево, как отмечают в пресс-службе аэропорта, увеличится с 60 до 90 в час. Шереметьево стал единственным в Восточной Европе аэропортом с тремя ВПП.

Благодаря таким инфраструктурным возможностям, к 2030 г. воздушная гавань планирует увеличить мощности по обслуживанию пассажиров до 65 млн чел./год и сбалансировать все возрастающую пропускную способность пассажирских терминалов с пропускной способностью аэродрома.

В 2020 г. планируется ввести в эксплуатацию ангарный комплекс ВПП-3 с авиационно-технической базой, включая семь ангаров для ТО воздушных судов, стоянки спецтехники для наземного обслуживания и службы аэродрома. В 2022 г. ожидается открытие перрона на третьей полосе со стоянкой на 40 воздушных судов.

Запуск новой полосы также позволит временно прекратить использование и начать поэтапный ремонт ВПП-1, которая была введена в эксплуатацию в далеком 1953 г. Планируется отремонтировать четыре рулежные дорожки, а также построить две новые скоростные рулежки, которые соединят ВПП-1 с Северным терминальным комплексом аэропорта. Специалисты проведут реконструкцию и переустройство инженерных сетей и коммуникаций и оснастят ВПП-1 системой раннего оповещения об образовании гололеда.

:: Шереметьево

В середине ноября Росавиация выдала разрешение на открытие в аэропорту реконструированного терминала С. Первые международные рейсы — именно для их приема/отправки и предназначен этот аэровокзал — будут обслужены уже в январе 2020 г. Площадь нового терминала — более 127,3 тыс. м2, его пропускная способность составит 20 млн чел./год. Новый терминал С будет интегрирован с уже введенным в эксплуатацию терминалом B, а также соединен двумя крытыми пешеходными галереями с пятиуровневым паркингом на 2,5 тыс. машино-мест.

Читайте также:  "Аэрофлот" продал 4,8% своих акций

На втором этапе строительства, в 2021 г., пропускные возможности аэропортового комплекса расширят еще на 10 млн чел./год. В 2024–2025 гг. может начаться строительство нового терминала — G. Также в долгосрочной перспективе рассматривается возможность реконструкции терминала F.

«В перспективе, с учетом ввода в строй новых пассажирских терминалов, Шереметьево планирует войти в лигу крупнейших авиационных хабов мира и укрепить статус основного транзитного авиаузла между Европой и Азией», — заявили в аэропорту.

Кроме того, Шереметьево стоит у истоков введения различных инноваций. Так, например, в январе текущего года именно он первым из московских аэропортов внедрил автоматизированную систему паспортного контроля (АСПК) биометрических загранпаспортов.

СОТРУДНИЧЕСТВО С БАЗОВЫМ ПЕРЕВОЗЧИКОМ

Авиакомпания "Аэрофлот" развивается на базе аэропорта Шереметьево с момента его открытия в августе 1959 г. В 2012 г. по соглашению с оператором аэропорта —  компанией "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) — под рейсы "Аэрофлота", его дочерних компаний и партнеров по альянсу SkyTeam был передан весь Южный терминальный комплекс (терминалы D, E, F).

"Взаимодействие с "Аэрофлотом" — первое из трех приоритетных направлений работы с авиакомпаниями", — отмечают в Шереметьево. Другими приоритетами воздушной гавани являются взаимодействие с партнерами "Аэрофлота" из международного авиальянса SkyTeam и работа с азиатскими авиакомпаниями.

:: Аэрофлот

Представители Шереметьево отмечали, что важной предпосылкой для развития стала консолидация государственных и частных активов аэропорта, которая произошла в 2013–2017 гг. В результате в управлении реорганизованного МАШ оказалась авиационная и неавиационная деятельность, в том числе наземное обслуживание авиакомпаний, управление VIP-залами, магазинами беспошлинной торговли, парковками, рекламой, топливозаправочным комплексом и системой обработки грузов.

В том, что после консолидации у Шереметьево появилась возможность за счет новых направлений деятельности генерировать дополнительную выручку, свою роль сыграл и главный российский перевозчик. Так, если раньше "Аэрофлот", крупнейший клиент Шереметьево, самостоятельно занимался наземным обслуживанием через собственное подразделение, то после консолидации, в начале 2019 г., эту функцию поэтапно передали компании "Шереметьево Хэндлинг".


Кроме того, базовый перевозчик помогает привносить в Шереметьево новые технологии. Система совместного принятия решений, которую аэропорт развивает вместе с "Аэрофлотом" и Московским центром автоматизированного управления воздушным движением ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", в реальном времени предоставляет всем партнерам Шереметьево плановую, расчетную и фактическую информацию о статусе полета и обслуживании самолета.

Работа программы основана на базе данных "Синхрон" (собственная разработка Шереметьево), в памяти которой хранится вся ключевая для работы аэропорта информация: расписание воздушных судов, технологические графики под каждую авиакомпанию, временные интервалы, установленные по каждой операции для каждого сотрудника.

Иными словами, стратегическое партнерство с "Аэрофлотом", который является миноритарным акционером московской воздушной гавани, создает условия для взаимного развития, основой которого является эффективное бизнес-взаимодействие.

РАЗВИВАЯСЬ ВМЕСТЕ

Группа "Аэрофлот" умело использует для собственного развития рост инфраструктуры Шереметьево.

В 2018 г. авиакомпания "Аэрофлот" осуществила перевод внутренних рейсов в новый пассажирский терминал В аэропорта Шереметьево. В зимней навигации 2018–2019 гг. в терминале обслуживалось в общей сложности порядка 400 внутренних рейсов ежедневно.

Новый терминал B находится в северной зоне аэропорта и имеет пропускную способность 20 млн пасс./год. Терминал соединен с южной частью аэропорта (терминалы D, E, F) пассажирским и багажным тоннелями с беспилотными поездами. Время в пути между терминалами аэропорта составляет 4 мин. Межтерминальный переход позволяет обеспечивать эффективное минимальное стыковочное время между различными терминалами аэропорта.

Читайте также:  "Аэрофлот" выкупил акции у не одобривших аренду МС-21 миноритариев

:: Шереметьево

В рамках усиления хаба в Шереметьево программа регулярных полетов авиакомпании "Россия" под коммерческим управлением "Аэрофлота" с начала сезона зима-2018/2019 была переведена из аэропорта Внуково в Шереметьево (терминал D).

Рейсы авиакомпании "Россия" встроены в волновую стыковочную схему «Аэрофлота» в Шереметьево, что обеспечивает трансферные авиаперевозки пассажиров через крупнейший хаб в Восточной Европе по стандартам ведущих сетевых авиакомпаний. Это кардинально расширяет возможности пассажиров в планировании маршрутов авиаперелетов, а значит, улучшает и их финансовую эффективность.

Таким образом, московская программа "России" сконцентрирована в едином хабе группы "Аэрофлот" — Шереметьево. В то же время исторически базовый аэропорт авиакомпании — санкт-петербургский Пулково продолжает активно развиваться как региональный транспортный узел, обслуживающий Северо-Западный регион Российской Федерации.

С начала 2018 г. для дальнейшего повышения транспортной доступности населения Дальнего Востока выполняются полеты из Москвы по "плоским" тарифам на воздушных судах Boeing 747 и Boeing 777.

:: Россия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ

Обеспечение транспортной доступности и повышение мобильности населения остаются приоритетными задачами группы "Аэрофлот". Авиакомпания "Аэрофлот" принимает участие в программе дотируемых государством социальных перевозок между городами Дальнего Востока и Европейской России. Это волевое решение компании, инициатива, одобренная Президентом РФ Владимиром Путиным, которая вносит существенный вклад в социальное и экономическое развитие регионов, является социальной нагрузкой авиакомпании как национального перевозчика.

С 2015 г. "Аэрофлот" реализует программу так называемых плоских тарифов. Это единые тарифы в экономическом классе с фиксированной ценой, которая не зависит от даты приобретения билета. Воспользоваться "плоскими" тарифами может любой пассажир, независимо от возраста и региона проживания. "Плоские" тарифы имеют исключительно социальное значение. Их цель — делать возможным стабильное и доступное воздушное сообщение отдаленных и стратегически важных регионов с центром европейской части страны.

В настоящее время "плоские" тарифы действуют на рейсах авиакомпании "Аэрофлот" из Москвы во Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Симферополь, Калининград — и в обратном направлении. С 2018 г. к программе присоединилась авиакомпания "Россия", что позволило существенно увеличить общий объем перевозок пассажиров на Дальний Восток.

"Аэрофлот" и "Россия" продлили действие программы перевозок по единому тарифу на дальневосточные направления на 2020 г.

В прошлом году по программе "плоских" тарифов (с учетом рейсов авиакомпании "Россия") перевезено 2,2 млн пасс., что на 41,3% больше, чем годом раннее. Всего за период действия программы, с 2015 г., перевезено 6,8 млн пасс.

:: Аэрофлот

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНЗИТ

В 2018 г. совет директоров принял обновленную стратегию развития группы "Аэрофлот" до 2023 г. «100 миллионов пассажиров к 100-летию «Аэрофлота».

К вековому юбилею "Аэрофлота" планируется увеличить пассажиропоток группы до 90–100 млн. Главным драйвером станет лоукостер "Победа", который, как ожидается, обеспечит группе основной прирост пассажиропотока и в 2023 г. перевезет 25–30 млн чел.

Группа "Аэрофлот" создаст региональные базы по всей стране — в Сочи, Екатеринбурге и Новосибирске, а также международный хаб в Красноярске. Это позволит обеспечить прямое авиасообщение между регионами и поддержать их экономическое развитие.

Не менее важен и тот факт, что в ближайшие пять лет "Аэрофлот" намерен продолжить активно развивать международный транзит через московский Шереметьево, используя очевидные конкурентные преимущества расположения российской столицы. В частности, на одном из важнейших рынков авиаперевозок — между Европой и Азией — "Аэрофлот" выигрывает до трех часов времени транзита по сравнению с конкурентами, имея при этом одни из самых низких показателей удельных затрат при высоких стандартах сервиса. К 2023 г. авиакомпания планирует увеличить международный трансферный пассажиропоток до 10–15 млн чел./ год и укрепить статус Москвы как глобального транспортного узла.

Читайте также:  "Аэрофлот" сократил прибыль

Основной трансферный пассажиропоток группы обслуживается авиакомпанией "Аэрофлот". В 2018 г. количество трансферных пассажиров авиакомпании увеличилось на 3,6% по сравнению с предыдущим годом и составило 14,4 млн чел. Доля трансферных пассажиров в общем объеме перевозок авиакомпании "Аэрофлот" по итогам прошлого года составила 40,7%.

Наибольший трансферный пассажиропоток "Аэрофлота" приходится на трансфер между Россией и зарубежными странами — 15,7% от общего количества перевезенных авиакомпанией пассажиров. Самым значимым является трансферный пассажиропоток между зарубежными странами, его доля составила 13,6%, что эквивалентно 4,8 млн трансферных пасс. Доля внутрироссийского трансфера составила 11,4%.

:: «Аэрофлот»

УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОМ АЛЬЯНСЕ АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ SKYTEAM

Объем перевозок авиакомпании "Аэрофлот" в рамках сотрудничества со SkyTeam в 2018 г. составил более 545 тыс. пасс. по договорам "код-шеринг" и "интерлайн" с авиакомпаниями альянса. Количество пассажиров "Аэрофлота", перевезенных рейсами партнеров по альянсу SkyTeam, составило около 313 тыс. чел.

Участие в альянсе SkyTeam позволяет "Аэрофлоту" расширять сеть маршрутов, предлагать своим клиентам уникальный продукт глобального альянса, а также предоставлять участникам программы лояльности "Аэрофлот Бонус" привилегии на рейсах остальных участников SkyTeam.

В 2018 г. сеть маршрутов альянса объединила 1074 пункта назначения в 177 странах. Ежедневно участники SkyTeam, включая авиакомпанию "Аэрофлот", совершали 16609 вылетов.

:: Аэрофлот

В 2018 г. альянс SkyTeam включал 20 участников, в том числе "Аэрофлот — российские авиалинии", Aerolineas Argentinas, Aeromexico, Air Europa, Air France, KLM, Alitalia, ChinaAirlines, China Eastern Airlines, China Southern Airlines (в 2019 г. покинула альянс), Czech Airlines, Delta Air Lines, Kenya Airways, Korean Air, Middle East Airlines, Saudi Arabian Airlines, Tarom, Vietnam Airlines, Xiamen Airlines, Garuda Indonesia.

БЮДЖЕТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

В 2020 г. перевести несколько рейсов из Внуково в Шереметьево для код-шеринга материнским "Аэрофлотом" может еще одна компания группы — бюджетный перевозчик "Победа". Об этом ранее в интервью Интерфаксу сообщал гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев. Хотя полностью "Победа" из Внуково не уйдет.

С переводом части рейсов в Шереметьево "Победа" окажется единственным лоукостером в этом столичном аэропорту. Планы воздушной гавани по расширению — Шереметьево рассматривает возможность строительства еще одного терминала (G), строительство которого может начаться в 2024–2025 гг. в Южной терминальной зоне, — могут предоставить ГК "Аэрофлот" новые возможности для развития. Аэропорт Шереметьево, в свою очередь, получит дополнительный драйвер для развития за счет прихода бюджетного перевозчика.

:: Аэрофлот

ТОиР

В прошлом году "Аэрофлот" обслужил 136 тыс. самолето-вылетов из базового аэропорта Шереметьево, что на 12,1% больше, чем в 2017 г. Показатель удельной трудоемкости на один летный час по парку "Аэрофлота" составил 2,27.

С целью поддержания летной годности на высочайшем уровне продолжается инициированное компанией создание новых объектов: строительство ангара № 4 для технического обслуживания и ремонта широкофюзеляжных воздушных судов Вoeing 777 и Аirbus А350, проектные работы по зданию тренажерного комплекса, проектные работы по зданию для технического обслуживания и ремонта композитных материалов и другие мероприятия.

:: Аэрофлот