«Аэрофлот» законсервирует часть авиапарка из-за пандемии COVID-19

Крупнейшая авиакомпания Восточной Европы «Аэрофлот» приступила к консервации части авиапарка по причине сокращения количества международных рейсов на фоне пандемии COVID-19.

По данным перевозчика, на 1 марта его парк состоял из 247 самолетов. Сокращение затронет шесть из семи эксплуатируемых типов авиатехники. Вывод из флота не скажется только на численности Airbus A350.

На пике может быть «заземлено» около четверти самолетов от текущего состава парка «Аэрофлота». Собирается ли перевозчик реализовать амбициозные планы по реновации флота в 2020 г. (и если да, то в каком виде), непонятно.

Прогнозируемый вывод

ATO.ru ознакомилось с прогнозным графиком вывода из расписания и последующего хранения самолетов авиакомпании «Аэрофлот». Подлинность таблицы, созданной около недели назад, подтвердил сотрудник перевозчика. 

График охватывает месяцы с марта по декабрь 2020 г. Пик вывода из расписания придется на август. В этом месяце «Аэрофлот» предполагает вывести из расписания и отправить на хранение 65 самолетов: 45 узкофюзеляжных (23 Superjet 100, 9 A320, 7 A321, 6 B-737) и 20 широкофюзеляжных (11 A330 и 9 B-777).

65 самолетов — это 26% от текущей численности списочных бортов «Аэрофлота».

Но сегодня этот сценарий кажется сверхположительным. Похоже, из оборота придется выводить существенно больше самолетов. 

Текущая ситуация

Сейчас структура мирового рынка авиаперевозок претерпевает ежедневные изменения. Поэтому ATO.ru проанализировало текущую ситуацию с флотом «Аэрофлота» по данным на полдень 20 марта. В мониторинге использовался сервис FlightRadar 24.  

Парк «Аэрофлота» на 1 марта 2020 года

SSJ 100
A320
A321
A330
A350
В-737-800
B-777

54
74
33
19
1
47
19

Источник: «Аэрофлот».

Анализ эксплуатации самолетов "Аэрофлота" показал, что число не летающих ВС на 12:00 20 марта удвоилось по сравнению с 16 марта (включительно), до 49 машин. Так, 21 Superjet 100 находится в аэропортах Московского региона, 12 A320 — в Казани, Москве, Уфе и Остраве (Чехия), 4 A321 — в Москве, 10 B-737-800 — в Москве, Оренбурге и Ростове-на-Дону, а также 1 A330 в Москве и 1 B-777 в Шанхае.

В пресс-центре «Аэрофлота» оставили без внимания вопрос ATO.ru о том, какую часть флота перевозчика планируется законсервировать до конца марта. 

Причины, по которым «Аэрофлот» отправляет часть ВС на консервацию в региональные аэропорты, очевидны. 

Читайте также:  "Аэрофлот" увеличил мощность основного центра обработки данных

«Вопрос даже не только в стоимости. Все самолеты в Шереметьево одномоментно невозможно разместить. Нет столько стоянок», — прокомментировал собеседник ATO.ru в «Аэрофлоте».

Узкофюзеляжная консервация

Еще одно немаловажное наблюдение. Кажется, в первую очередь «Аэрофлот» консервирует узкофюзеляжный флот, более дешевый в сравнении с широкофюзеляжным.

Есть примеры, когда авиакомпания в эти дни стала использовать на относительно коротких европейских направлениях широкофюзеляжные A330 и B-777. К примеру, это рейсы в Амстердам, Ларнаку, Лиссабон, Лондон, Прагу и др.

Логичное решение

Временное и значительное сокращение провозных емкостей «Аэрофлотом» — абсолютно логичное решение в эти смутные для отрасли времена. Например, группа Lufthansa 19 марта объявила, что из-за закрытия рынков временно припаркует примерно 700 из 763 самолетов, то есть около 92% совокупного флота.

Но есть существенная ремарка. «Аэрофлот» продолжал наращивать парк, несмотря на падение занятости пассажирских кресел. У крупнейшего восточноевропейского перевозчика этот показатель снижается второй год подряд: в 2018 г. к 2017 г. — на 1,3 п. п., до 80,5%; в 2019 г. к 2018 г. — еще на 1,3 п. п., до 79,2%.

При этом на текущий год группа «Аэрофлот» анонсировала чистую прибавку во флоте на 42 самолета. Такая информация появилась до лавинного обвала рынков из-за COVID-19. 

Для сравнения: средняя занятость кресел российских авиакомпаний по итогам прошлого года выросла к уровню 2017 года на 0,7 п. п., до 83,9%.          

В пресс-центре «Аэрофлота» не прокомментировали  вопрос ATO.ru о том, какова текущая стратегия перевозчика по обновлению флота. 

Другой важный факт, из-за которого лидирующей российской авиакомпании приходится заниматься консервацией самолетов, — доля перевозок на МВЛ. По итогам прошлого года она составила 52% (в 2018 г. — 51%).

У второй авиакомпании страны, S7, доля «международных» пассажиров по итогам 2019 года составила 27%. Была информация, что «Сибирь» тоже займется консервацией самолетов.

Но в четверг, 19 марта, собеседник ATO.ru, близкий к перевозчику, говорил, что все ВС будут летать: «У «Аэрофлота» больше самолетов высвободилось из-за сокращения МВЛ. У S7 Airlines не такая большая доля МВЛ». 

Читайте также:  С начала года пассажиропоток "Аэрофлота" вырос на 10,6%

Монопольный «Аэрофлот»

Теперь дальнемагистральные самолеты B-777 «Аэрофлота» можно встретить на относительно коротких рейсах в Европу :: Евгений Дубовицкий / ATO.ru

 

“Аэрофлот” практически монополизировал международное авиасообщение между Москвой, европейскими и азиатскими столицами и США. 

 

Авиакомпания продолжает летать из Шереметьево в китайские Пекин, Шанхай и Гуанчжоу. Один рейс в неделю выполняется в Тегеран (Иран). Рейсом “Аэрофлота” можно улететь в Сеул (Южная Корея), Токио (Япония), Дели (Индия), Бангкок и Пхукет (Таиланд), Ханой и Хошимин (Вьетнам), а также в Мале (Мальдивы).

 

Из европейских столиц продолжают выполняться рейсы “Аэрофлота” в Брюссель (Бельгия), Софию (Болгария), Лондон (Великобритания), Берлин (Германия), Афины (Греция), Дублин (Ирландия), Мадрид (Испания), Рим (Италия), Амстердам (Нидерланды), Лиссабон (Португалия), Бухарест (Румыния), Хельсинки (Финляндия), Загреб (Хорватия), Стокгольм (Швеция) и Париж (Франция). Также авиакомпания летает в Женеву (Швейцария).

 

Российские власти с 18 марта до 1 мая закрыли границы России для иностранных граждан.

 

Ограничение не применяется в отношении сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений в РФ; экипажей ВС; членов официальных делегаций и лиц, имеющих дипломатические, служебные, обыкновенные частные визы, выданные в связи со смертью близкого родственника; лиц, постоянно проживающих на территории РФ, а также следующих транзитом через воздушные пункты пропуска, то есть через Шереметьево.

 

В результате у “Аэрофлота” остается трансферный поток иностранных граждан.